- Экстер Ал-дра Ал-др.
-
Э́КСТЕР Ал-дра Ал-др. (урожд. Григорович) (1882—1949) — художник. Занималась живописью, станковой и книжной графикой, конструированием марионеток, моделированием одежды, декор.-прикладным иск-вом, оформлением интерьеров, т-ром и кино. До 1907 жила в Киеве, училась в Ин-те иск-в, участвовала в выставках. К сер. 1910-х гг. ведущее место в ее творчестве занимает сценография. Современники называли Э. "Принесшей на сцену кубизм", с ее именем связывали проникновение в т-р конструктивист. тенденций.
В 1914 Э. приняла приглашение к совм. работе рук. Моск. камерного т-ра А. Таирова. 2 нояб. 1916 состоялась премьера трагедии И. Анненского "Фамира-кифаред", затем последовали спектакли "Саломея" О. Уайльда (1917), "Ромео и Джульетта" У. Шекспира (1921). Последним — неосуществленным — замыслом реж. и худож. стала пост. пьесы А. Сухово-Кобылина "Смерть Тарелкина" (1921).
С 1918 Э. вела занятия в собств. худож. студии в Киеве. Среди ее участников — П. Челищев, В. Меллер, А. Тышлер, А. Богомазов и др. С 1923 Э. — модельер и худож. по тканям моск. Дома моды. В 1924 оформила в МХАТ-2 спектакль "Дама-призрак" П. Кальдерона в пост. М. Чехова.
Последней значит. оформит. работой Э. на родине явилось создание костюмов (совм. с В. Мухиной и Н. Ломановой) для к/ф. Я. Протазанова "Аэлита" (1924). Тогда же началась работа по созданию коллекции кукол-марионеток (совм. с И. Шмушкевич), завершенная уже в эмиграции, в Париже в 1926.
С 1924 постоянно жила в Париже, где продолжала свою театр. деят-ность (совм. со своими б. учениками Л. Заком и Челищевым оформляет спектакли рус. романтич. балетов, разрабатывает эскизы костюмов для балетных номеров М. Фокина, А. Павловой, Э. Крюгер). Проф. Париж. Академии совр. иск-ва.
Лит.: А. Экстер: От импрессионизма к конструктивизму: Каталог выст. М., 1988.
А. А. Экстер. Беспредметная композиция. 1917—1918

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.